16+
Среда, 23 октября 2024
  • BRENT $ 75.63 / ₽ 7305
  • RTS893.62

Цитаты персоны

Все персоны
Игорь Юшков

Игорь Юшков

ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Высказанные мнения:

сортировать   по рейтингу / по датерейтинг / дата
Мнение к материалу от 21 октября 2024 года:
«Politico: 15-й пакет санкций ЕС будет направлен против российского экспорта СПГ»
«Принципиально секторальные санкции в отношении российского CПГ вводить крайне сложно. Вполне возможно, санкции по СПГ будут касаться лишь дублирования тех ограничений, которые были введены со стороны США и Великобритании — они пополняли санкционные списки прежде всего газовозами, которые уличили в том, что они вывозят продукцию, уже попав под ограничения проекта «Арктик СПГ — 2», и компаниями-собственниками, компаниями-операторами этих газовозов — они либо из Индии, либо из ОАЭ. Возможно, что ЕС пойдет по тому же пути и просто продублирует эти же ограничения, и это будет наиболее безболезненно для них, потому что все, что касается российского СПГ, может оказаться довольно болезненным для Европы, именно поэтому они до сих пор не ввели запрет на импорт российского СПГ. Они обсуждали это в рамках 14-го пакета антироссийских санкций, тогда они бы спровоцировали дефицит на своем рынке, потому что РФ сейчас, как правило, занимает второе место, уступая только США, по объемам поставок СПГ. Если ЕС отказывается от нашей продукции, у него уменьшается круг потенциальных поставщиков, возникнет дефицит, и это будет провоцировать рост цен, что ударит по европейской экономике, поддержит курс на деиндустриализацию и прочее. Поэтому они пошли по второму пути — приняли более рациональное решение, запретили у себя перевалку СПГ из России, это значит, что они, наоборот, насытили внутренний рынок российским газом и сделали так, чтобы газа приходило больше, рынок насыщался и цены понижались. И перевалка там бы осуществлялась довольно часто, особенно в Бельгии, у «Новатэка» был долгосрочный контракт на аренду мощностей по хранению СПГ. Да, какие-то объемы перегрузки, которые все-таки нужно отправить в Азию, «Ямал СПГ» теперь осуществляет в акватории Мурманской области, дальше этот газовоз уже неледового класса идет оттуда в Азию, а не из Европы, тем не менее какие-то объемы проще продать в Европе, чем заниматься перегрузкой борт о борт. Я думаю, что они могут продублировать американские санкции, потому что американцы приняли запрет на любое взаимодействие, внесли в SDN-лист все будущие проекты СПГ в РФ, поэтому ЕС может их просто продублировать и сказать: мы тоже вносим в свои санкционные списки. Для государства эффекта здесь и сейчас не будет фактически никакого, потому что «Ямал СПГ» освобожден от выплат НДПИ, бюджет от этого никак не пострадает — что есть эти проекты, что их нет. Коммерческой компании будет существенный урон. В частности, «Новатэк» делал ставку на СПГ-стратегию на рынке глобального СПГ и на серийное производство СПГ-заводов. Если ему перекрыть европейский рынок, его маржинальность существенно снизится, но это проблемы скорее компании будут, чем государства».
Мнение к материалу от 17 октября 2024 года:
«Великобритания ввела санкции против российских танкеров теневого флота»
«С одной стороны, какого-то эффекта особого не будет. Дело в том, что еще с 5 декабря 2022 года танкеры с российской нефтью и так запрещено привозить в Евросоюз, и Великобритания к этому присоединилась. И в общем количестве танкеров, с одной стороны, это капля в море, потому что всего танкеров в теневом флоте насчитывается где-то 1000-1200. Это суда, которые перевозят еще иранскую, венесуэльскую нефть, есть те, которые работают везде. И вопрос не в том, что после введения санкций эти танкеры останавливаются, и хватит или не хватит нам судов для перевозки всех объемов нашей нефти. Во-первых, они не останавливаются после введения санкций, а продолжают работать. И те компании, которые перевели свои суда в теневой флот, прекрасно понимали, что рано или поздно подпадут под ограничения. Но ограничения означают, что они просто не могут работать на мировом рынке. Они сознательно пошли работать на перевозку подсанкционной нефти. Здесь лучше платят, чем на обычном рынке, поэтому можно прийти и хорошо зарабатывать. Поэтому смысл введения санкций против отдельных танкеров не в том, чтобы остановить перевозку российской нефти. Не дай бог это произойдет, потому что тогда Россия будет сокращать экспорт, добычу, и возникнет дефицит на мировом рынке, сами западные страны, и США, и Великобритания, и Евросоюз, все пострадают. Они вводят санкции против российских танкеров для того, чтобы придать им определенную токсичность, чтобы дать повод увеличить стоимость перевозки и потребовать с России дополнительную скидку. Поэтому они периодически это делают и вводят санкции против нескольких танкеров. В последнее время скидка на российскую нефть уменьшилась: если в начале года она достигала 15-16 долларов на каждый баррель, то август, сентябрь – это примерно 10 долларов на каждый баррель. Поэтому они хотят как-то давить на Россию».
Мнение к материалу от 15 октября 2024 года:
«Генпрокуратура требует взыскать убытки с Shell после ее ухода из России»
«По процедуре определились так, что долю, которая раньше принадлежала Shell, продадут, и вырученные средства поместят на специальный счет. Далее проведут аудит результатов работы Shell в России по разным направлениям – возможности экономического вреда, вреда экологии, безопасности и так далее. И с этого счета, с суммы, которая осталась на счете от продажи доли Shell, будет компенсирован ущерб, если таковой будет установлен. Сейчас мы видим, что сумма как раз совпадает. Эту долю и собирались продать «Новатэку», но «Новатэк», видимо, пытался заручиться гарантией, что эти деньги обязательно дойдут до Shell, чтобы это не выглядело, как скупка краденого. Это, по сути, рыночная цена подобной доли. Но то, что «Новатэк» не купил эту долю в итоге, указывает на то, что он эти гарантии, наверное, не получил. Изначально эти деньги, видимо, предполагалось оставить в России, но нужно было вот таким юридически правильным путем пойти, что все-таки эти деньги отдаются Shell, но запираются на внутреннем счете России, и потом мы устанавливаем ущерб и гасим его с помощью этих денег. По сути, деньги уйдут государству. «Новатэк» очень беспокоился по поводу своего имиджа, потому что он претендует на статус глобальной компании, он развивал СПГ-направление активно. Так как других покупателей не нашлось, то было решение руководства страны передать эту долю «Газпрому». Далее, наверное, в судебном процессе мы увидим обоснование, какой ущерб нанесла Shell России. И если что-то останется, потому что судебное решение может быть принято и на меньшую сумму, тогда эти деньги должны быть переданы Shell. Можно, например, сказать, что, как только Shell объявила об уходе из России, это ударило по инвестиционной привлекательности российской экономики. Можно указать на ущерб непосредственно в том проекте, потому что, когда Shell уходила, они вывозили своих сотрудников, и в тот момент объемы производства на СПГ-заводе в рамках «Сахалина-2» упали как минимум на 15%. В 2022 году цены на газ били рекорды и достигали нескольких тысяч долларов за тысячу кубов. Может быть, пойдут по пути экологии. Еще давным-давно, когда «Сахалин-2» только был реализован, «Газпром» хотел купить долю, контрольный пакет в этом проекте. Акционеры не хотели уступать, мы помним знаменитые кадры, когда замглавы Росприроднадзора купался в море у платформы, доставал дохлых рыбок. Тогда же в России, например, была переведена книга «Shell обманывает мир», где предисловие написал тот же самый чиновник».
Мнение к материалу от 13 октября 2024 года:
«BP отказалась от цели снизить добычу нефти»
«Мы видим, что зеленая повестка никуда не уходит, но она трансформируется, и развиваются наиболее рациональные, наиболее конкурентоспособные сегменты той же самой зеленой энергетики. Сейчас никто не говорит про водородные автомобили - это не развивается. Максимум, что получило развитие - это электромобили, и они еще как-то могут конкурировать с двигателем внутреннего сгорания, и то во многом за счет всевозможных субсидий. Поэтому действительно некое охлаждение есть. И люди тоже видят, во-первых, что им обещали безболезненный энергетический переход, а это далеко не так: цены повышаются и на энергию, и на все окончательные на другие продукты. Надежности энергосистемы нет, поэтому они видят эти проблемы. Второе, что тормозит зеленую повестку - это противоречие, которое тоже люди видят. То есть с одной стороны, начинается какое-то глобальное обсуждение снижения выброса парниковых газов, а с другой стороны, это все проходит на каком-нибудь саммите, куда слетаются все на бизнес-джетах, и выбросы парниковых газов от этих мероприятий такие, которые производят какие-нибудь отдельные государства за год, и так далее. Поэтому люди тоже все это видят и ставят под вопрос, почему они должны выполнять какие-то требования зеленой повестки, когда власть и бизнес ведут себя непоследовательно. Вся эта история с ESG-повесткой и отчетностью ESG - это тоже большая проблема. При составлении ESG-отчетов можно просто заявить о том, что ты имеешь какую-то политику сокращения использования воды, например, по сокращению выбросов парниковых газов тех же самых, но в реальности ничего не делать. То есть тебе достаточно просто прописать сидя в кабинете саму эту политику, но выполнять ее необязательно, тебе уже дадут очки в рамках ESG-рейтингов. Или, например, поощряется всевозможное разнообразие, в том числе. Компания, допустим, какая-то металлургическая, ей дадут больше очков ESG-рейтинги, если в Совете директоров будут не только люди разного пола, гендера, но есть с нетрадиционными всякими особенностями и различным непрофильным образованием. И мы видим, что в итоге к этому и приходят, что поиграют в повестку, и в итоге возвращаются обратно к нормальным целям своей экономической деятельности, что нефтяные компании должны нефть добывать, Harley Davidson тоже убрал повестку, и сразу у него возросли продажи. То есть в этом плане мы видим, что в бизнесе эта чаша весов качнулась обратно. Если раньше они готовы были пожертвовать своей эффективностью в пользу повестки, то теперь они, наоборот, повышают свою эффективность, понимая, что иначе они просто разорятся и погибнут».
Мнение к материалу от 11 октября 2024 года:
«Санкции против российских танкеров не останавливают попавшие под рестрикции суда»
«Даже по поводу этих танкеров, которые попали под санкции и якобы не работали на перевозку российской нефти, тоже много вопросов, вполне вероятно, что они работали, но отключали транспондеры или использовали подмену геолокации, и все равно продолжали перевозить российскую нефть, или их не использовали какое-то время, потому что не в каждый момент нужно использовать весь флот того самого теневого флота танкеров. Флот тасуется, суммарно весь теневой флот составляет около 1000-1200 танкеров, примерно 500-700 из них перевозят исключительно российскую нефть, поэтому, когда мы говорим про 10-20 танкеров, они погоды не делают, попадание под санкции США отдельных судов не означает, что Россия будет испытывать сложности с перевозкой своей нефти, и это не приведет к тому, что РФ согласится выполнять условия потолка цены. Еще другой может быть смысл в этой публикации, если Bloomberg сообщает, что больше танкеров вернулось к первозке российской нефти, это делается намек, что Россия увеличивает экспорт нефти, значит, цена пойдет вниз, то есть такими публикациями они стараются затолкать цену ниже, что выгодно нынешней администрации США — Байдену и Харрис, потому что для них нужно всеми правдами и неправдами понизить цену на нефть. Это отразится на стоимости топлива внутри США к аккурат выборам, и им сейчас повышение стоимости топлива внутри США может стоить президентского поста. Поэтому мы видим целую серию публикаций и про то, что Саудовская Аравия решила максимизировать свою добычу, несмотря на то что цена упадет, и то, что ОПЕК+ перессорились внутри, и сейчас публикация Bloomberg, что Россия использует все больше танкеров, соответственно, не испытывает трудности, значит, больше будет экспортировать, цены упадут, чтобы трейдеры начали продавать фьючерсы на нефть уже сейчас и понизили цену таким образом. Поэтому в этой публикации можно усмотреть информационную составляющую, и еще раз убедиться, что на самом деле санкция потолка цены не работает».

загрузить еще...

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию