16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
30 сентября 2021, 02:23 Общество

Компанией в сфере кибербезопасности заинтересовались органы безопасности. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Был арестован основатель и гендиректор Group-IB Илья Скачков. Бизнес-омбудсмен Борис Титов попросил следственные органы объяснить происходящее, в противном случае дело Скачкова окажет крайне негативный эффект на российскую IT-отрасль, подчеркнул он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Москве на два месяца арестован основатель и гендиректор известной IT-компании Group-IB Илья Сачков. Он подозревается в госизмене, по такой статье ему грозит до 20 лет лишения свободы.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что, «учитывая масштаб и уникальность фигуры предпринимателя Сачкова для всей IT-индустрии России, объясниться следствию необходимо». «В противном случае по сектору и его инвестиционной привлекательности будет нанесен критический удар. IT побежит из страны», — подчеркнул он.

В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос Business FM, выразил мнение, что дело «не имеет никакого отношения к деловому и инвестиционному климату», так как «обвинения не связаны с экономикой, а связаны с госизменой». Он заявил, что в Кремле не располагают деталями, однако подчеркнул, что дело против Сачкова нельзя сравнивать с преследованием основателя Baring Vostok Майкла Калви, так как между этими делами «однозначно нет никакой связи».

Group-IB — одна из ведущих российских компаний в сфере компьютерной безопасности. Она специализируется на борьбе с кибератаками и онлайн-мошенничеством и расследует высокотехнологичные преступления. Среди крупнейших клиентов — Сбербанк, Альфа-банк, «Мегафон» и «Ростех». Group-IB также является официальным партнером Интерпола и Европола, помогает российским правоохранительным органам в раскрытии случаев кибермошенничества в РФ.

Сачков стал одним из сооснователей компании в 2003 году, когда ему было всего 17 лет. В 2016 году американская редакция Forbes включила его в список наиболее перспективных бизнесменов в мире, не достигших тридцатилетнего возраста. И что теперь?

Слухов и версий вокруг «дела Сачкова» уже выдвинуто несколько, появятся и еще. Некоторые телеграм-каналы считают, что его задержание как-то связано с делом экс-замглавы Центра информационной безопасности ФСБ Сергея Михайлова. В 2016 году сообщалось, что его заподозрили в передаче США сведений о хакерской атаке на серверы Демократической партии. Михайлова посадили на 22 года. Глава компании «Крибрум» Игорь Ашманов сказал Business FM, что Илья Сачков был близок к делу группы «Шалтай-Болтай», публиковавшей разоблачительную переписку VIP-персон и занимавшейся их шантажом. Group-IB была, судя по всему, той, кто раскрыл эту группу, которая с тех пор действительно прекратила работу.

Возможно ли, что случившееся с Сачковым произошло потому, что он пытался расширить деятельность на международном рынке? В частности, два года назад было открыто представительство в Сингапуре, куда могла переехать в итоге московская штаб-квартира. Но не успела. Это могло встревожить правоохранителей. И возбудить.

Так или иначе, это первое дело о госизмене в IT-отрасли против одного из самых заметных ее игроков. А что касается слухов, то никакого подтверждения или опровержения мы не узнаем. Все такие дела и суды по ним проходят в обстановке строгой секретности, органам предлагается верить на слово. Даже текст приговора никогда полностью не публикуется.

Со времени появления статьи 275 «государственная измена» в действующем УК в 1997 году из открытых источников известно о 118 вынесенных приговорах. Одним из самых громких было первое дело — против журналиста газеты Тихоокеанского флота «Боевая вахта» капитана второго ранга Григория Пасько, который передал японским журналистам сведения, содержащие гостайну.

Около трети приговоров позже содержали наказание ниже низшей планки, что может косвенно говорить о слабой доказательной базе следствия или вовсе необоснованном привлечении к уголовной ответственности. Однако лишь одно дело завершилось оправданием: в 1999 году посчастливилось экологу Александру Никитину в деле об участии в публикации доклада о ядерных инцидентах на российском флоте, сведения о которых следствие считало секретными. Несколько дел было прекращено на стадии предварительного расследования.

Наиболее сурово были наказаны как раз те, в отношении кого было меньше сомнений в их виновности. Это люди в погонах. Например, тот же полковник ФСБ Михайлов или получивший 25 лет заочно бывший полковник СВР Александр Потеев — за передачу США данных о группе российских агентов. Вообще примерно половина обвинительных приговоров была вынесена в адрес бывших или действующих военнослужащих.

В этом списке нет пока ни одного чиновника, зато есть несколько ученых и теперь может оказаться один «айтишник». В отличие от военнослужащих, когда речь идет о журналистах, ученых или в данном случае предпринимателе, работающем на международном рынке, то возникают сильные подозрения, что под «госизмену» могут попасть теперь чуть ли не любые контакты с иностранцами. Особенно когда речь идет о высоких технологиях.

По логике, что чем выше технологии, тем выше риск. При этом то, что еще лет восемь-деять назад, не говоря уже о 90-х, никак не считалось «госизменой» и шпионажем, сегодня запросто может быть сочтено таковой. Спецслужбы стараются все больше и при желании могут подогнать под статью, кажется, уже даже участие в международной конференции и тем более совместную научную работу с иностранцами. А уж работу IT-компании, специализирующейся на вопросах кибербезопасности, работающей в том числе за границей, с тем же Интерполом — тем более.

Возможно, индульгенцией могло бы стать попадание в немилость к США, как попала «Лаборатория Касперского», а ранее Павел Дуров. Особенно попадание под санкции. Но тут Илье Сачкову не повезло. Американский Forbes посчитал его перспективным бизнесменом.

В завершение — личный опыт. Вот уже который месяц я переписываюсь аж с двумя порталами госуслуг на предмет получения цифрового сертификата о вакцинации. Что-то там где-то заклинило, видимо, искусственный интеллект, который мне отвечает отписками, кажется все менее интеллектуальным. И вообще «косяков» в работе всяких госпорталов довольно много. Некоторые так и просто поражают тем, как топорно и неудобно они сделаны. На что есть всегда дежурная шутка: наверное, все толковые программисты уже переехали в Кремниевую долину. Не хотелось бы, чтобы шутка стала пророческой. А ведь может. Тут я с бизнес-омбудсменом Титовым согласен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию