ФАС дала десять дней «Пятерочке» и «Магниту» для снижения цен в Подмосковье
Лента новостей
Сетям выслали предупреждения о недопустимости завышения цен на продукты. Как заявляют в ФАС, «Пятерочка» и «Магнит» злоупотребляют доминирующим положением в Подмосковье. По данным службы, в их магазинах цены на ряд продуктов повысили на 10%
Антимонопольная служба постановила «Пятерочке» и «Магниту» снизить цены на продукты в Подмосковье. Пока, как сказано в сообщении ФАС, сетям выписано предупреждение и дано десять дней на устранение нарушений. В противном случае в отношении компаний «Агроторг» и «Тандер», это операционные структуры сетей «Пятерочка» и «Магнит», будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по факту злоупотребления доминирующим положением.
По данным службы, в тех районах, где у сетей нет конкурентов, они подняли цены на муку, хлеб, кур и свинину примерно на 10%.
В «Магните» и Х5 Business FM подтвердили, что получили предупреждение. На момент публикации материала комментировать не стали. Генеральный директор ТИАР-Центра Антон Губницын считает претензии ФАС необоснованными:
Антон Губницын генеральный директор ТИАР-Центра «Это ход, который, прежде всего, нужен для того, чтобы показать населению, что государство заботится о людях. В связи с этим я предполагаю, что именно поэтому претензии выдвинуты наиболее заметным брендам «Пятерочке» и «Магниту». Кажется, что это больше популистский ход. Если посмотреть формулировки, ФАС упрекает сети в том, что в других магазинах продукция дешевле на 10%. Хочется спросить, если в других магазинах дешевле, то почему бы потребителю не пойти в те другие магазины, где дешевле. Опять же, что мы выбираем: удобство или оптимальная цена? Ретейл — это очень конкурентная сфера. У всей группы Х5, у лидера рынка, сейчас максимум 13% в федеральном масштабе. Но я не думаю, что сейчас магазин или сеть заинтересованы в росте цен. Во-первых, рост цен связан с тем, что это сильно ударит по потребителю, и они пойдут к конкурентам. Во-вторых, конечно сети будут ожидать визитов проверяющих, контролирующих органов, как ФАС. Почему растут цены? Не потому, что отдельные магазины увеличили их в Подмосковье, это уже прямое следствие причин. Причина — это себестоимость производства, доставки, пошлины, налоги и так далее. И, конечно, мировая конъюнктура, цены тоже меняются».
В соцсетях покупатели отмечают, что и в сетевом гипермаркете «Лента», самом дорогом среди конкурентов, цены в приложении на некоторые продукты меняются в зависимости от адреса доставки. Так, стоимость свеклы скачет на 20 рублей при заказе из соседних районов. В Сети в шутку сравнивают это с котировками акций.
Обозреватель Business FM Михаил Сафонов регулярно ходит в «Магнит» у дома. Он заметил, что подорожали и напитки.
Михаил Сафонов обозреватель Business FM «Хочу сказать, что на приличном расстоянии находится другой ближайший супермаркет, и у меня возникает четкое ощущение, что «Магнит» этим пользуется. Могу привести конкретный пример. Где такое видано, чтобы бутылка 0,5 литра CocaCola стоила 80 рублей в магазине? Так она стоит в вендинговом автомате или на пляже в Сочи и в Геленджике. Литровая бутылка колы стоит около 125 рублей. За эти деньги можно в соседнем маленьком магазине купить двухлитровую. Если будут какие-то претензии у контролирующего антимонопольного органа, то они могут быть связаны не с тем, что магазины задирают цены, пользуясь общим подорожанием, потому что цены-то объективные во многих супермаркетах. А вот когда магазин стоит один и рядом нет других, таких же больших, куда можно прийти и сразу все купить, тогда можно посмотреть, пользуются ли такие магазины своим монопольным положением».
В августе ФАС начала проверки крупнейших ретейлеров «Магнита», «Ленты», X5 Retail Group на предмет антиконкурентного сговора. Служба проверяла ценообразование и изучала «причины возможного необоснованного повышения цен». В сентябре рязанское управление ФАС возбудило дело в отношении «Пятерочки» и «Магнита» за установление монопольно высоких цен на картофель, лук, капусту и морковь.