Отнять и не делиться: может ли рост налогов в России вдвое превысить рост экономики? Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
По плану федерального бюджета на три года налоги и сборы должны расти быстрее, чем экономика. Колумнист рассказывает, на что правительство направит силы вместо того, чтобы обеспечить меры поддержки бизнеса и населения
Несмотря на профицит бюджета и устойчивое увеличение доходов казны, российское правительство продолжает делать ставку на рост налогов и сборов, а не на рост экономики. Возможно, потому, что кабинет министров во главе с бывшим главным налоговиком страны умеет собирать деньги с бизнеса и граждан намного лучше, чем помогать им зарабатывать.
Правительство России подготовило проект федерального бюджета на ближайшие три года. Одна из главных деталей, которая сразу бросается в глаза, — налоги и сборы по планам правительства должны расти гораздо быстрее, чем экономика. Хотя само правительство признает, что без устойчивого роста ВВП невозможно устойчивое повышение реальных доходов людей, как и победа над бедностью — главная заявленная государством цель развития страны до 2030 года.
Итак, в 2022 году Минфин планирует собрать в казну 25,021 трлн рублей. Это на 1,59 трлн рублей больше, чем в бюджете 2021 года. Его Минфин рассчитывает свести как минимум без дефицита.
Пока с задачей бездефицитности бюджета правительство справляется превосходно. По данным Минфина, за январь-август 2021 года доходы федерального бюджета выросли на 4 трлн рублей, до 15,696 трлн рублей. При этом расходы увеличились всего на 1,383 трлн рублей, до 14,762 трлн рублей. В результате профицит бюджета составил 934 млрд рублей. Эта сумма в полном объеме была направлена на скупку иностранной валюты и золота для Фонда национального благосостояния.
В бюджет 2022 года заложен рост доходов бюджета на 6,8% при росте экономики всего на 3% (именно такой прогноз роста ВВП на 2022 год содержится в последнем прогнозе Министерства экономического развития). Таким образом, объем сборов и налогов с бизнеса и граждан, даже по официальным планам кабинета министров, должен вырасти в два с лишним раза быстрее экономики.
Но, может быть, государство при почти семипроцентном увеличении доходов бюджета в 2022 году намерено резко увеличить расходы? Ничего подобного. Бюджет-2022 собирается потратить 23,61 трлн рублей, всего на 179 млрд рублей, или на 0,7%, больше, чем в 2021 году. При этом практически все дополнительные доходы, по прикидкам кабинета министров, уйдут в бюджетный профицит. Он в 2022 году должен составить 1,411 трлн рублей. Хотя как раз профицит бюджета на фоне нынешнего состояния российской экономики и, главное, падения реальных доходов россиян точно не кажется главной задачей экономического развития страны.
Креатива в мерах поддержки бизнеса и населения правительство не проявляет. Зато в деле честного отъема средств у компаний и граждан оно прямо фонтанирует идеями. Среди обсуждающихся фискальных мер — возможность введения акциза на сладкие напитки, который будет приносить в бюджет до 100 млрд рублей. Еще 30 млрд рублей может принести введение налога в размере 1% от суммы на любые переводы физических лиц за рубеж.
Примерно 100 млрд рублей правительство собирается получить за счет улучшения налогообложения состоятельных граждан. 90 млрд рублей заплатит нефтянка за изменение правил взимания налога на добавленный доход. Наконец, любимая тема кабинета министров — увеличение налогов на металлургов. Бюджет планирует получить около 360 млрд рублей за счет повышения НДПИ на металлургические компании до 6% и перехода на его расчет, исходя из биржевых котировок металлов.
Более того, Минфин не исключает введение так называемого ретроспективного налога на металлургов — на прибыль прошлых лет, увеличив ставку этого налога задним числом.
При этом про еще одну цель развития России, обозначенную в указах президента, — обеспечить рост российской экономики более высокими темпами, чем мировой, — почему-то не вспоминают. У правительства и так все хорошо: государственный кошелек полон, и его доходы растут. А что там с кошельками населения или компаний малого и среднего бизнеса, особенно когда выборы прошли и следующие нескоро, государство, кажется, не слишком волнует.