16+
Суббота, 22 июня 2024
  • BRENT $ 85.02 / ₽ 7262
  • RTS1115.39
28 февраля 2020, 12:01 Недвижимость

Можно ли «озеленить» торговые центры?

Лента новостей

В жилых и офисных зданиях внедрение экотехнологий — это выгода, мода и необходимость. В торговом же сегменте дела обстоят несколько хуже

Фото: depositphotos.com

Когда речь заходит о «зеленом» строительстве — будь то девелопмент, редевелопмент или частичная модернизация, — «заказчик музыки» сразу задает два вопроса: что это даст и во сколько обойдется.

Что даст — в принципе подсчитано, хотя весьма теоретически. В жилом сегменте «зеленые» технологии и сертификаты вроде LEED или BREEAM могут позволить продать квартиры и апартаменты дороже рынка. Ну и для маркетинга и рекламы хорошо.

В офисном сегменте главная ставка делается на международные компании и транснациональные корпорации, в уставе которых записана приверженность green-девелопменту, а иногда и прямой запрет садиться в здания, не имеющие экологического сертификата. Российские компании постепенно стали следовать практике зарубежных коллег и тоже все чаще поднимают тему «зеленой» аренды.

Куда сложнее обстоят дела в торговом сегменте. По данным, которые приводит журнал Shopping Centers Russia, типовой ТЦ площадью 30 тысяч квадратных метров, населенный сотней арендаторов, в год дает 400 тонн бытовых отходов, потребляет электроэнергии 230 киловатт-час на квадратный метр, производит какое-то неимоверное количество оксида углерода и прочих вредных выбросов. И чем дальше, тем хуже — во многом благодаря очевидной смене состава арендаторов. Классическая торговля занимает все меньше места, зато все набирают и набирают обороты зоны фастфуда, из-за которых чудовищно растут затраты на электричество, канализацию, вывоз мусора.

Выход есть: экспертиза ФПУ «Гарант-инвест» позволяет утверждать, что сегодня насчитывается минимум 62 технологии, которые могут быть внедрены в торговые здания. При комплексном подходе они дадут экономию электроэнергии, тепла, воды, но не феерическую. А увязать «зеленые» подходы и, например, увеличение посещаемости ТЦ или тем более рост среднего чека покупки невозможно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию