16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
5 июля 2012, 08:12 Макроэкономика

Приватизация: рыночный вариант или сценарий 1990-х

Лента новостей

Британская The Financial Times анализирует перспективы второй волны российской приватизации и роль новых игроков со связями. Они окажутся в выгодном положении в условиях нестабильности на глобальных рынках

Владелец и председатель совета директоров холдинга «Сумма» Зиявудин Магомедов: «Мы верим, что через несколько лет вырастем в одну из крупнейших в мире транспортных и логистических компаний».  Фото: ИТАР-ТАСС
Владелец и председатель совета директоров холдинга «Сумма» Зиявудин Магомедов: «Мы верим, что через несколько лет вырастем в одну из крупнейших в мире транспортных и логистических компаний». Фото: ИТАР-ТАСС

Нынешняя ситуация на глобальных рынках не прибавляет уверенности в перспективах грядущей приватизации, особенно когда инвесторы не столь заинтересованы в российских рисках. Когда котировки упали до минимумов с 2008–09 годов, есть опасения, что премиальные активы могут быть вновь проданы по низким ценам предпринимателям и компаниям с хорошими связями, комментирует The Financial Times, упоминая сомнительный опыт приватизации 20-летней давности.

Планируемый к продаже портфель госимущества объемом примерно в 100 млрд долларов включает активы в самых разных отраслях — от алмазодобывающей и банковской до железных дорог и сельского хозяйства. Это будет крупнейшая программа приватизаций после первой волны 1990-х. Тогда лучшие предприятия советской промышленности перешли в собственность небольшой группы бизнесменов с хорошими связями. Какой будет новая волна?

Приватизация, по мысли инициировавшего ее в 2010 году Дмитрия Медведева, бывшего президента, а ныне — премьер-министра России, должна содействовать повышению конкурентоспособности экономики и снижению зависимости от нефтегазового экспорта.

«Правительство Медведева недовольно тем, как управляются государственные компании, и если эти компании потерпят крах, они хотят по меньшей мере гарантировать, что это не будет на ответственности государства. У [правительства] много других задач», — приводит The Financial Times комментарий Сергея Гуриева, являющегося советником правительства по вопросам экономики.

Между тем, планы продажи госсобственности вызывают внутреннее противоборство в российской властной элите, они стали еще более неопределенными с возвращением в Кремль Владимира Путина, который в первые два президентских срока продвигал государственный контроль в стратегических отраслях.

В мае этого года Владимир Путин дал понять, что хотя и не отказывается от планов приватизации госпакетов акций российских компаний, но в топливно-энергетической сфере намерен действовать аккуратно. «Нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом были перепроданы за серьезные деньги», — подчеркнул Владимир Путин 24 мая на встрече с представителями общественных организаций предпринимателей.

В итоге инвесторы в замешательстве относительно планов правительства. «Можно принять откат назад в энергетическом секторе, если это не помешает более оперативным реформам в других областях экономики», — цитирует The Financial Times мнение экономиста «Тройки-Диалог» Криса Уифера.

В списке потенциальных объектов на продажу остаются госпакеты «Аэрофлота», крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот», алмазодобывающей «Алросы», структур РЖД и Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

Контрольным пакетом в НМТП на паритетных началах вместе с «Транснефтью» владеет группа «Сумма». Как отмечает The Financial Times, совместное приобретение этого актива вывело ранее малоизвестного игрока в высшую лигу российского бизнеса.

«Мы верим, что через несколько лет вырастем в одну из крупнейших в мире транспортных и логистических компаний», — говорит владелец и председатель совета директоров диверсифицированного промышленного холдинга «Сумма» Зиявудин Магомедов.

За этими амбициями стоит процветающий бизнес, который, по словам собственника, вышел на уровень годовой выручки в 10 млрд долларов. Особенно примечательно, что эта частная компания за два года превратилась из малоизвестного подрядчика трубопроводных проектов в совладельца и оператора крупных российских портов. Активы группы сосредоточены также в инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. Контролируя терминалы на Балтийском и Черном морях, она сейчас занимает уверенные позиции в центре глобальной торговой системы. Суммарный грузооборот компаний, входящих в настоящий момент в объединенную группу НМТП с терминалами в Новороссийске, Приморске и Балтийске, в 2010 году превысил 30% от всей перевалки грузов в российских морских портах.

На волне этих успехов «Сумма» в центре внимания в свете предстоящей волны продажи госактивов в России. Но учитывая отсутствие опыта управления крупными инфраструктурными холдингами и наличие связей с чиновниками, близкими к Медведеву, позиции такого потенциального участника приватизации выглядят неоднозначно. Доли, которые могут быть им приобретены, и выплаченные за них суммы будут важнейшим показателем того, насколько Москва способна уйти от прежней практики приватизации и действительно укрепить рыночную модель, комментирует The Financial Times.

«Сумма» стала мощным игроком только в последние два года. По сути, это медведевский проект», — цитирует издание мнение одного из международных банкиров, напоминая о связях Магомедова с окружением Медведева, в частности, с Аркадием Дворковичем, с которым предприниматель вместе учился. Дворкович, со своей стороны, отрицает, что как-то содействовал росту бизнеса группы.

Магомедов объясняет успехи в бизнесе умением оказаться в нужном месте в нужное время. Кроме того, как заявил в феврале предприниматель в интервью газете «Ведомости», очень важны «скорость принятия решения, смекалка, умение предвидеть». Так, например, компании удалось купить 60 га земли в Приморске, на которых потом появился Приморский торговый порт (ПТП) и которые стали отправной точкой для дальнейших проектов с «Транснефтью». «Наши отношения с «Транснефтью» — один из самых удачных примеров частно-государственного партнерства», — комментировал Магомедов. С другой стороны, бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов недоумевает: «Они получали от «Транснефти» крупные контракты, не имея никакого опыта в этой области. Не очень прозрачная история».

Что касается госпакета НМТП, ранее Игорь Сечин, бывший вице-премьер России, предлагал правительству отказаться от приватизации 20% НМТП и продать 25% акций группы напрямую крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «НК «Роснефть».

В «Сумме» считают, что участие госкомпании противоречит смыслу приватизации. «В вопросе о 20-процентном пакете акций НМТП мы придерживаемся мнения, что для развития портовой группы более эффективным инструментом является приватизация с открытым доступом к торгам за эти акции всех заинтересованных игроков. Очевидно, что передача госпакета госкомпании — это не та приватизация, о которой говорят президент и председатель правительства. И пока это предложение вызывает большое количество вопросов», — комментировал ранее в интервью газете «Коммерсантъ» президент «Суммы» Александр Винокуров. Он также говорил о том, что компания заинтересована в увеличении присутствия в акционерном капитале НМТП, но все зависит от условий — у «Суммы» нет цели купить акции по любой цене.

В июне появилась информация, что вице-премьер Игорь Шувалов поддерживает предложение Минэкономразвития разместить госпакет Новороссийского порта на бирже. Но чиновники опасаются, что размещенные акции могут достаться контролирующим акционерам порта — группе «Сумма» и «Транснефти».

В заключение The Financial Times приводит мнение Сергея Гуриева, что если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с 1990-ми, то разница огромная: «Мы теперь знаем, как проводить аукционы. Правительство может привлечь для проведения приватизации уважаемые инвестиционные банки. Если тендеры будут прозрачными и конкурентными, то независимо от чьих-то связей все будет продано по справедливой цене».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию