За что арестовали главу администрации президента Кабардино-Балкарии
Лента новостей
Суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте Владимира Жамборова и еще двух высокопоставленных чиновников Кабардино-Балкарии, подозреваемых в продаже здания республиканской филармонии по заниженной цене
Тверской суд Москвы арестовал главу администрации президента Кабардино-Балкарии Владимира Жамборова и еще двух высокопоставленных чиновников правительства республики. Их подозревают в продаже здания республиканской филармонии по заниженной цене. Защита говорит о политическом заказе и попытке дискредитировать руководство Кабардино-Балкарии.
В суд с ходатайством об аресте Владимира Жамборова обратился следователь Следственного департамента МВД России (СД) Гарун Сунгуров.
Он также просил заключить под стражу двух других фигурантов уголовного дела, которое было возбуждено СД МВД 5 июня по статье 159 УК (мошенничество). Речь шла о родном брате Владимира Жамборова, бывшем заместителе министра по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Руслане Жамборове, недавно возглавившем управление Федеральной почтовой службы по КБР, и руководителе того же министерства Хабдульсаламе Лигидове.
Все трое были задержаны 7 июня в Нальчике в рамках широкомасштабной операции, которую провели следователи СД МВД совместно с сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК) при поддержке бойцов спецотряда «Рысь». Всего в операции было задействовано около 200 человек.
Чиновников заподозрили в совершении аферы, организатором которой следователи считают Мадину Хацукову — известную в республике предпринимательницу и модельера. Она же является сестрой жены президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.
По версии следствия, Хацукова использовала свои родственные связи для покупки находившегося в госсобственности здания филармонии по заниженной цене. За помощью она обратилась к Владимиру Жамборову, который является дальним родственником Канокова. Тот поручил решить вопрос своему брату Руслану. По указанию последнего было подготовлено распоряжение об изъятии имущества Кабардино-Балкарской государственной филармонии из оперативного управления министерства культуры КБР. При этом весь коллектив филармонии был выселен из здания.
Руслан Жамборов также распорядился подготовить документы о приватизации объекта с занижением стоимости здания до 1 млн рублей. Документ подписал Лигидов. После того, как пакет документов был готов, здание передали в управление Росреестра по КБР для оформления сделки, а 17 апреля без проведения аукциона оно было продано Мадине Хацуковой.
Отметим, что Хацукова была задержана вместе с другими фигурантами 7 июня и доставлена в Москву, но в суд ее не привезли.
Рассмотрение ходатайств об аресте трех других фигурантов, которым еще не успели предъявить обвинения, затянулись до вечера 9 июня. Заседания проходили в разных залах, перед которыми выставили вооруженных бойцов ОМОНа.
Владимира Жамборова завели в зал во второй половине дня. Его адвокаты сразу же передали судье характеристику на своего подзащитного с места работы. Она была исключительно положительной. В документе рассказывалось о ярких дипломатических способностях чиновника, успехах в области строительства и на ниве общественной деятельности, о наградах и благодарственных письмах.
59-летний Владимир Жамборов возглавил администрацию президента КБР в ноябре 2010 года. До этого он много лет проработал в строительной отрасли. С 1997 по 2002 год он занимал должность министра внешних связей КБР, после этого руководил ОАО «Каббалкэнерго», ЗАО «Холдинговая компания «Синдика», являлся постоянным представителем Кабардино-Балкарии при президенте России. В настоящее время возглавляет Общественную палату и Общественный совет республики.
Настаивая на его аресте, следователь Сергей Мурашев, который поддержал ходатайство руководителя следственной бригады Гаруна Сунгурова, апеллировал к тому, что избрание любой другой меры пресечения невозможно. В противном случае Жамборов, используя свое служебное положение, может оказать давление на свидетелей и фальсифицировать доказательства по уголовному делу, оформив документы задним числом или уничтожив их.
Как глава администрации президента КБР учил брата «не терять нюх»
В обоснование своих доводов следователь зачитал выдержки из стенограмм телефонных разговоров фигурантов дела, которые, на его взгляд, подтверждали их «преступный умысел». Из них следовало, что Владимир Жамборов все время торопил своего брата, который «ничего не делал» для того, чтобы помочь Мадине Хацуковой в оформлении документов. «Ты совсем нюх потерял, — «учил» брата Жамборов-старший. — К просьбам членов семьи надо по-другому относиться». Тот пытался отбиваться, объясняя, что здание «нельзя просто так забрать, без торгов». Тем более, что Хацукова, по его словам, захотела также рядом стоящие и примыкающие к филармонии здания. «Ты хочешь, чтобы я все, что можно нарушить, нарушил?» — пытался сдерживать брата Руслан Жамборов. «Прослушка» гласила, что чиновники обсуждали с покупательницей, на кого оформлять здание, и советовали ей не регистрировать его на себя из-за известной фамилии.
В заключение Сергей Мурашев заявил, что следствию требуется время для того, чтобы собрать другие доказательства и предъявить задержанному обвинение.
«Вы вообще знаете, сколько моему подзащитному лет, и интересовались его состоянием здоровья? А где судебное решение на «прослушку»?» — перешел в наступление адвокат подозреваемого Юрий Ельмашев.
Он заявил, что так называемое здание филармонии — это «двухэтажный барак, проросший деревьями», а суд пытаются ввести в заблуждение.
Адвокат утверждал, что доказательств вины его подзащитного в деле нет, а подозрения в адрес его клиента основаны на результатах «предварительного заключения» о рыночной стоимости здания, которое было сделано по фотографиям специалистами некой компании «Капитал Консалтинг». Они оценили общую стоимость здания и земли, на которой здание находится, в 20-22 млн рублей. При этом эксперты компании указали, что им не были предоставлены техническая документация и правоустанавливающие документы на задние и земельный участок. «В случае полноценной оценки рыночной стоимости объекта возможно отклонение результата от полученных значений», — говорилось в заключении специалистов. Адвокат обратил внимание на то, что руководитель консалтинговой компании специально оговорился: его письмо «не является отчетом об оценке, а представляет выражение экспертного мнения, основанного на предварительной оценке».
«Оценка специалистов не выдерживает никакой критики. А выводы следствия — это сплошная фикция для поднятия собственной самооценки», — сказал Ельмашев. Он добавил, что официальные оценщики определили стоимость здания, которое находится «не в самом престижном районе города», всего лишь в 1 млн рублей.
Адвокат заверил, что его подзащитный не будет скрываться, тем более, что у него забрали загранпаспорт, а все документы следствие уже изъяло и Жамборов никак не сможет их уничтожить или подделать.
Подозреваемый пожаловался на сердце
Сам Жамборов категорически отверг подозрения в совершении преступления. «Безусловно, нет», — сказал он, отвечая на вопрос журналистов о том, признает ли вину.
В ходе слушания задержанный пояснил, что Мадина Хацукова действительно обращалась к нему с просьбой помочь в скорейшем оформлении документов на здание, жалуясь на то, что чиновники устроили волокиту. Однако все было сделано по закону. По словам главы администрации президента КБР, сотрудники филармонии давно не работали в аварийном помещении 1939 года постройки. Для них специально построили Государственный концертный зал. «Там [в старом здании] находились только завхоз, которому удобно хранить веники, и еще какой-то человек», — сказал подозреваемый. Что же касается Мадины Хацуковой, то у нее там давно находилась мастерская по пошиву национальной одежды. Жамборов просил не заключать его под стражу. «Любое ваше решение я приму с уважением», — обратился он к судье.
Подследственный добавил, что «не отличается хорошим здоровьем». «У меня на 50% пережатие коронарных сосудов и показана операция на сердце», — сообщил Жамборов и выразил опасение, что его пребывание в СИЗО может закончиться летальным исходом. Чиновник просил отпустить его под залог либо домашний арест. Он пояснил, что за годы работы в бизнесе сумел заработать на имущество в Москве, где бы мог находиться под домашним арестом.
В свою очередь Юрий Ельмашев сказал, что дочь его подзащитного готова внести в качестве залога за отца 5 млн рублей. Защитник также высказался за домашний арест, а в качестве альтернативы предложил отпустить чиновника под личное поручительство исполняющего обязанности постоянного представителя президента КБР при президенте России Мухамеда Шогенова. Последний лично приехал в суд и подтвердил готовность поручиться за чиновника.
Чтобы принять решение судье потребовалось чуть больше часа. Она согласилась с доводами следствия, поместив Владимира Жамборова в СИЗО до 5 августа. В соседних залах аналогичные решения были приняты в отношении и Руслана Жамборова, и Хабдульсалама Лигидова. Их защитники также ходатайствовали о залоге или домашнем аресте для своих клиентов.
«Обычное» дело или политический заказ
Покидая суд, адвокаты заявили о намерении обжаловать принятые судебные акты в Мосгорсуде.
По их мнению, это уголовное дело — политический заказ, который направлен на дискредитацию главы КБР. «Что это — заготовленная провокация, понятно. А вот кто осуществил ее, это вопрос», — сказал BFM.ru второй защитник Владимира Жамборова Руслан Коблев, заметив, что теперь нужно внимательно следить за политической ситуацией в республике.
Отметим, что Владимир Жамборов рассматривался в качестве возможного преемника Арсена Канокова, срок президентских полномочий которого истекает через три года. Став фигурантом уголовного дела, Жамборов уже не сможет участвовать в будущих выборах президента Кабардино-Балкарии.
Что же касается Мадины Хацуковой, то нанятые ее родственниками адвокаты так и не смогли после задержания встретиться со своей подзащитной и выяснить ее судьбу. В этой связи ее защитница Светлана Хаджиева сегодня направила жалобу на действия следователя в прокуратуру Москвы и Генпрокуратуру России.
Как рассказали адвокаты других фигурантов, переданные в суд документы свидетельствовали о том, что, что следователи, по всей видимости, получили от Хацуковой нужные им показания. Они допросили подозреваемую, пригласив адвоката из расположенной поблизости юридической консультации. «Мы уверены, что продержав Хацукову двое суток без сна и пищи, следователи добились ее самооговора и оговора других фигурантов», — заявил BFM.ru Руслан Коблев.