16+
Суббота, 25 мая 2024
  • BRENT $ 82.09 / ₽ 7363
  • RTS1195.58
9 июня 2012, 14:26 СМИ
В фокусе: Дельные книги

Как завладеть вниманием слушателей

Лента новостей

Не думайте, что аплодисменты и благодарные улыбки достаются только артистам, профессиональным ораторам и выдающимся педагогам или тем, кому красноречие дано от природы. Это не так! Умению владеть вниманием любой аудитории можно научиться

Фото: batmoo/flickr.com
Фото: batmoo/flickr.com

Красноречие необходимо не только руководителю компании или политику. Каждому может понадобиться произнести запоминающийся тост, высказать свое мнение на камеру, выступить перед коллективом, сделать доклад на конференции. В своей новой книге «Вам слово!», вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер», тележурналист и педагог Нина Зверева предлагает авторскую систему обучения, которая позволяет приобрести навыки успешных выступлений перед самыми разными аудиториями.

Книга представляет собой набор практических советов, которые помогут подготовиться к выступлению, даже когда нет времени; научиться справляться с волнением и уверенно общаться с залом; построить свою речь по законам драматургии; создать в зале атмосферу доверия и творчества. Умение выступать — это, прежде всего, тренировка. Требуются постоянные репетиции и оттачивание мастерства «на живых объектах».

«На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять». Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы: о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными», — пишет Зверева.

Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. Процесс обдумывания любого шага — выступления перед аудиторией, женитьбы, приглашения друзей, покупки новой мебели — неизменно идет на пользу.

Надо научиться сосредоточиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное — почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее, вы уже выиграете!

Очень важно, чтобы у вас не было других поводов для волнения, кроме одного — как выступить лучше? Например, надо избегать лишнего беспокойства по поводу того, как вы выглядите, правильно ли оделись... Все это можно продумать и предусмотреть. Стоит заранее договориться о месте, где вы будете стоять. Очень трудно стоять на пустой сцене, с этим, как отмечает Зверева, могут справиться только опытные актеры или ораторы. Гораздо удобнее, если у вас будет стол, куда можно положить листы с текстами, и стул, чтобы поставить портфель или сумку или даже присесть, если возникнет соответствующая обстановка.

Конечно, следует прийти заранее и проверить все лично. А потом Зверева советует найти укромный уголок где-нибудь за сценой и… три-пять минут до выступления побыть в одиночестве.

«Мне кажется ошибкой, когда ваши будущие слушатели входят в аудиторию и видят своего «гуру». А тот в это время мечется с микрофонами, либо звонит по телефону, либо пытается сосредоточиться в условиях, когда его уже начинают разглядывать или даже о чем-то спрашивать, — поясняет автор книги «Вам слово!». — Я предпочитаю входить в зал именно в тот момент, когда должно начаться выступление, или даже спустя минуту-две, так как люди должны устроиться в креслах, успокоиться, выключить телефоны».

Аудитории полезно сразу сообщить, сколько времени продлится ваше выступление, каким будет формат общения (лекция, игра, тренинг, беседа), собираетесь ли вы использовать слайды или видео, будет ли перерыв. Обсуждение регламента — это тоже незаметное затягивание публики. Так вы показываете, что вы партнер, а не начальник.

Зверева советует хранить в своей активной памяти несколько хороших фраз, шуток, анекдотов. Или полезно записать в рабочий блокнот или телефон хотя бы название или ключевое слово шутки, которая вам понравилась. Даже самые известные и любимые афоризмы имеют обыкновение ускользать из памяти в самый нужный момент.

Собственно тезисы своего доклада тоже удобно держать наготове. Заучивать же их, по мнению автора, не нужно. В ходе выступления ваши тезисы могут не просто поменяться местами, но и вовсе остаться невысказанными, и это не будет ошибкой, если публика усвоит самое главное — основную мысль.

«Важно, что они с вами — ваши тезисы, и вся ваша предыдущая жизнь и предыдущий опыт тоже с вами. А в зале сидят точно такие же люди, вполне симпатичные, готовые выказать вам полное доверие, если вы не окажетесь рабом своего волнения и излишней подготовки», — пишет Нина Зверева.

Бывает, правда, что среди слушателей есть люди, которые хотят вас «срезать». Или же в замечательной группе находится один особенный человек, который почему-то считает, что вы пришли к нему и ни к кому более, который упивается возможностью показать себя, свои знания и предпочитает общаться с оратором напрямую, как будто больше в зале нет никого.

Два-три вопроса «знайки-зазнайки» бывают очень кстати. Как правило, такие люди действительно любят учиться и владеют определенным багажом знаний, иногда даже превышающим ваш. «Похвалите за вопрос. Ответьте, если это не займет много времени и не нарушит ваш план выступления, — рекомендует Зверева. — Но будьте настороже! Как только такой человек получает возможность прямого контакта с оратором, он начинает претендовать на то, чтобы занять его место. А это недопустимо! Мягко, но твердо напомните о тех правилах игры, о которых вы договорились с аудиторией в самом начале. Это будет прямым обращением к залу за поддержкой, и вы ее обязательно получите».

При этом нельзя игнорировать вопросы, которые, судя по всему, звучат «от имени и по поручению» всей группы — не стоит жалеть времени на ответ, можно даже изменить что-то в первоначальном плане лекции.

Если неожиданно прозвучала тема, которая явно уводит разговор в «другую сторону» и касается только того человека, который ее задал, надо постараться отложить ответ и сделать это максимально корректно, но достаточно жестко.

Овладев техникой публичных выступлений, вместо испуга, напряжения, волнения, которые обычно мешают ораторам, вы почувствуете раскованность, чувство свободы, уверенность в себе. Ощущение власти над залом, момент упоительного успеха — это трудно с чем-то сравнить! Недаром людям, завоевавшим сцену, так трудно с ней проститься.

Главное — даже если вам удалось прекрасно выступить, не расслабляйтесь и поищите в памяти те моменты, за которые можно себя поругать. Ведь перестав сомневаться в своей непогрешимости, мы перестанем быть интересными. Каждую новую аудиторию в каждом новом случае приходится завоевывать заново. И это — самое увлекательное, заверяет Нина Зверева.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию