16+
Четверг, 30 мая 2024
  • BRENT $ 83.14 / ₽ 7421
  • RTS1160.20
  • Где провести время с пользой всей семьей?

    Где провести время с пользой всей семьей?

  • Новые возможности для студентов

    Новые возможности для студентов

23 мая 2012, 17:58 ОбществоНедвижимостьАвтоПолитикаКонфликтыПерсоны

Путешествие из Петербурга в Москву главы Минтранса Соколова

Лента новостей

В правительстве Дмитрия Медведева много новых лиц. Политологи отмечают, что все они принадлежат к разным кланам. Какой опыт за их плечами и чьи это люди, выясняет BFM.ru. Сегодня портал представляет министра транспорта Максима Соколова

Глава Минтранса Максим Соколов. Фото: ИТАР-ТАСС
Глава Минтранса Максим Соколов. Фото: ИТАР-ТАСС

Формирование администрации президента продолжается, в кабинете министров — новые фигуры. Кто будет управлять отраслями в частности и государством в целом — один из самых популярных запросов поисковой системы Google 23 мая.

BFM.ru начинает публикацию материалов о новом составе правительства. Сегодня знакомимся с министром транспорта Максимом Соколовым.

Максим Юрьевич Соколов родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде, в семье врачей. Женат, трое детей.

В 2011 году его доход составил 3,98 млн рублей. В 2010 году — 2,66 млн рублей. В 2009 году — 988 тысяч рублей.

Владеет квартирой в Санкт-Петербурге общей площадью 336,2 кв.метров в жилом доме на Итальянской, 12. В его собственности четыре машиноместа, общей площадью 120,68 кв .метров. Сведения о доходах супруги не публиковались.

Ученик Медведева и знакомый Путина

Максим Соколов вырос в районе Ланского шоссе в Ленинграде, окончил школу № 109. В начале 1980-х годов стал председателем городского пионерского штаба, где познакомился с Валентиной Матвиенко, которая тогда возглавляла Ленинградский обком ВЛКСМ.

В период работы Соколова в Смольном у него в кабинете висела его совместная с Матвиенко фотография, сделанная на пионерском параде на Дворцовой площади, сообщала ранее «Новая газета».

По настоянию родителей он готовился к поступлению в Ленинградскую медицинскую академию, но после окончания школы в 1985 году поменял решение и стал студентом экономического факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), рассказал Соколов в 2007 году в интервью «Недвижимость и строительство», опубликованном на сайте «Большой сервер недвижимости».

В 1987 – 1989 годах проходил срочную службу в Советской Армии. Вернувшись из армии, Соколов решил параллельно учиться и на экономическом, и на юридическом факультете ЛГУ, где в это время преподавал гражданское и римское право Дмитрий Медведев.

Тогда же инициативный студент познакомился с Владимиром Путиным, который работал в университете помощником ректора по международным вопросам и живо интересовался делами юрфака.

В 1991 году Соколов, сдав экстерном программу 5 курса, с красным дипломом окончил экономический факультет, а также стал дипломированным юристом. Степень кандидата экономических наук Соколов получил только в 2008 году, защитив диссертацию на тему «Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России:1870-х - 1914 гг.».

В 1991-1993 годах Максим Соколов преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета.

Автор «градостроительной ошибки»

В ноябре 1992 года Соколов вместе с другом, выпускником Балтийского государственного технического университета Николаем Сергеенко, учредили АОЗТ «Росси» (по данным ЕГРЮЛ). Основным активом компании была площадка завода «Спецавтоматика», который занимал несколько зданий в районе Итальянской улицы и Манежной площади (его называют «Золотым треугольником»). Сергеенко, по информации «Делового Петербурга», был знаком с директором завода Владимиром Либманом, которого и уговорил снести часть цехов, а на их месте построить объекты коммерческой недвижимости.

Вскоре Максим Соколов уволился из университета, чтобы заниматься строительным бизнесом. Но первый проект с возведением жилого дома на Итальянской улице застопорился. Сдвинуть его с места помогло знакомство с владельцем строительного холдинга «ИТУС» Василием Сопромадзе, у которого были хорошие отношения с только что избранным мэром Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. Партнеры объединили усилия и создали «Корпорацию С», в которой 50% получил Сопромадзе, а Соколов и Сергеенко — по 25%, такие данные приводит Saint Peterburg Business Guide.

На месте одного из цехов «Спецавтоматики» «Корпорация С» изначально планировала строительство 7-этажного элитного жилого дома, но этот проект послужил причиной первого конфликта между строителями и общественностью. Жители города протестовали против застройки исторической части Петербурга, но единственное, чего им удалось добиться — пересмотра проекта: высотность сократили до четырех этажей с зимним садом на крыше.

После завершения проекта на Итальянской улице, Соколов в 1999 году стал гендиректором ООО «Корпорация С». Все последующие стройки «Корпорации С» — вроде дома на Фонтанке или торгового центра «Vanity Opera» неподалеку от Исаакиевского собора — тоже оказывались в центре скандала. Позже большая часть из них была признана губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко «градостроительными ошибками».

«Корпорация С» строила и по заказам других девелоперов — например, жилой дом на Каменноостровском проспекте возводился для корпорации «ЛСР» ( которую возглавлял Андрей Молчанов, пасынок будущего вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова и будущего руководителя Соколова).

Через несколько лет после ухода Максима Соколова на госслужбу Сопромадзе закрыл «Корпорацию С», отдав Николаю Сергеенко проект строительства отеля у Михайловского замка, а сам переехал в Лондон, где приобрел известный ресторан Criterion на Пикадилли и планирует открыть галерею современного искусства, сообщал он в интервью «Деловому Петербургу» в феврале 2007 года.

Государственно-госбанковское партнерство

В 2003 году Валентина Матвиенко, став губернатором Санкт-Петербурга, при формировании команды сделала ставку на успешных бизнесменов. Юрий Молчанов, назначенный вице-губернатором по вопросам строительства и имущества, пригласил Максима Соколова на должность главы комитета по инвестициям и стратегическим проектам.

Первым делом Соколов навел порядок с инвестконтрактами, заключенными прежними властями: было расторгнуто несколько десятков инвестсоглашений на освоение участков в центре города, где строительство не велось.

Максим Соколов отвечал за привлечение в Санкт-Петербург крупных инвесторов и реализацию инфраструктурных стратегических проектов.

С решением первой задачи проблем не возникало: он «приземлял» иностранных автопроизводителей — GeneralMotors, Toyota, Hyundai, Nissan — направленных федеральными властями в Санкт-Петербург, а также помогал тем, кто сам пришел в Санкт-Петербург (например, китайская строительная компания, построившая «Балтийскую жемчужину»).

Чтобы привлечь в город новых инвесторов, власти Санкт-Петербурга превратили Петербургский международный экономический форум в главный бизнес-саммит России. Примерно в это же время Максим Соколов, по данным ЕГРЮЛ, стал владельцем 50% долей ООО «Алди-Принт», входящей в холдинг «Алди-Имидж», который занимается производством выставочных стендов.

Со стратегическими проектами Соколову справиться было сложнее. Вторая сцена Мариинского театра, реконструкция Апраксина двора, «Новая Голландия», строительство нового стадиона для «Зенита», «Набережная Европы» — все эти проекты неоднократно оказывались в центре скандалов. В скандальную историю попал и сам Максим Соколов: он предложил построить подземный торговый комплекс с паркингами под Марсовым полем, строительство предусматривало перенос могил павших и Вечного огня.

Затем последовал громкий скандал вокруг проекта «намыва» и строительства морского пассажирского вокзала на Васильевском острове, когда статус «стратегического инвестора» получила компания с уставным капиталом 10 000 рублей, принадлежащая кипрским офшорам. Правда, несмотря на сомнительную историю инвесторов, проект был реализован.

На месте же другого амбициозного проекта «Набережной Европы», которым руководил сын Валентины Матвиенко Сергей, а заказчиком проекта была компания ООО «Инвест-Консалт» бывшего партнера Соколова Николая Сергеенко, власти Санкт-Петербурга буквально на днях предложили разбить городской парк.

Примерно такая же судьба может постигнуть большинство крупных инфраструктурных проектов, которые курировал в Петербурге Максим Соколов. Среди них Орловский тоннель, «Западный скоростной диаметр» и проект скоростного трамвая «Надземный экспресс». Все эти проекты должны были реализовываться на условиях частно-государственного партнерства (кстати, Соколов принимал активное участие в разработке российского законодательства о частно-государственном партнерстве). Но иностранные инвесторы не спешат принимать участие в этих проектах, а после смены губернатора Санкт-Петербурга, выяснилось, что многие из мегапроектов администрации Матвиенко были плохо просчитаны.

Из крупных проектов по схеме частно-государственного партнерства реализуется только строительство платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр», стоимостью в 212 млрд рублей. Сейчас сдано в эксплуатацию несколько небольших участков, которые составляют около 10% от всей протяженности трассы. В декабре 2011 года власти города нашли инвесторов на строительство самого дорогого участка автомагистрали — центрального. Вкладывать деньги в проект решили Газпромбанк, ВТБ и итальянская строительная компания Astaldi.

К концу 2000-х годов Соколов стал руководителем Федерации волейбола Санкт-Петербурга, президентом которой является глава ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, друг Николая Патрушева, Андрей Ручьев. Вероятно, нужные знакомства помогли ему попасть в президентский кадровый резерв.

В феврале 2009 года Соколов стал одним из двух петербуржцев, включенных в «президентскую сотню» кадрового резерва. В октябре того же года он был назначен председателем комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Санкт-Петербурга и введен в состав правительства Петербурга, и уже с этого поста приглашен в правительство РФ.

Максим Соколов на государственной службе. Фото: ИТАР-ТАСС

Дорога в Белый дом

В декабре 2009 года вместо Александра Мишарина, ставшего губернатором Свердловской области, Соколов был назначен руководителем департамента промышленности и инфраструктуры аппарата правительства РФ. Став федеральным чиновником, он сторонился публичных выступлений, но входил в наблюдательные советы «Олимпстроя», «Росавтодора».

Вслед за Соколовым в Москву переехало несколько его ближайших сподвижников. Так, его бывший заместитель в комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Роман Старовойт стал референтом в департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ, где курирует подготовку к Олимпиаде в Сочи.

В конце 2010 года другой заместитель Соколова в комитете по инвестициям, бывший председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Николай Асаул, переехал в Москву, где занял пост замминистра транспорта РФ и курировал автомобильный транспорт.

Во время своего представления в Минтрансе 22 мая Максим Соколов сказал, что «особую роль приобретает работа с общественными организациями и объединениями».

«Мы должны работать в открытом режиме и максимально быстро реагировать на предложения и инициативы общественности», — заявил министр транспорта, который прошел хорошую школу общения с гражданами еще во времена «Корпорации С».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию