16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
23 мая 2012, 12:41 НаукаОбщество

SpaceX задал России планку

Лента новостей

Эксперты пока не предвидят возможность частных инвестиций в российское ракетостроение. Хотя, как заявил BFM.ru глава космического кластера «Сколково» Сергей Жуков, «частнику тоже будет куда засунуть нос»

Старт частной ракеты Falcon 9 может ознаменовать собой передел мирового рынка космических пусков. Фото: АР
Старт частной ракеты Falcon 9 может ознаменовать собой передел мирового рынка космических пусков. Фото: АР

«Такое чувство, что сбросил с плеч гигантский вес», — написал накануне в своем Twitter основатель и глава компании SpaceX Элон Маск вскоре после того, как космический аппарат Dragon «расправил» солнечные батареи. Миссия первого в истории частного космического корабля на орбите еще далека от завершения; лишь в пятницу, если все этапы намеченных мероприятий пройдут штатно, НАСА даст разрешение на стыковку Dragon с МКС. Но уже сейчас есть ощущение того, что человечество присутствует при рождении совершенно новой эры в исследовании космоса, как об этом практически в таких же выражениях заявил накануне советник Белого дома по науке Джон Холдрен.

Созданная частной компанией SpaceX ракета Falcon 9 высотой в 54 метра стартовала с мыса Канаверал в 3.44 по местному времени и уже через десять минут вывела на орбиту грузовой модуль Dragon. На борту космического корабля 544 килограмма грузов для экипажа МКС.

Dragon способен доставлять на орбиту не только грузы, но и астронавтов.

В настоящее время НАСА полностью зависит в этом отношении от России. Полет одного американского астронавта обходится американскому налогоплательщику в 60 млн долл. Грузовые перевозки на МКС, помимо России, осуществляют также Европейское космическое агентство и японцы.

Грядет передел мирового космического бизнеса?

Этот космический бизнес может претерпеть существенные изменения в случае успеха миссии Dragon. У НАСА есть контракты не только с SpaceX, но и еще с одной американской частной фирмой, Orbital Science Corp на общую сумму в 3,5 млрд долл.

Кроме того, SpaceX является одной из четырех частных компаний, которые заняты в программе создания «космических такси», которые будут способны доставлять на орбиту астронавтов, туристов и исследователей, причем не обязательно из НАСА.

Американское космическое агентство уже вложило 400 млн долл в программу космических полетов SpaceX, что составляет треть от общей стоимости проекта. Программа включает разработку и три тестовых полета ракет Falcon 9 с капсулой Dragon.

По признанию одного из топ-менеджеров НАСА Алана Линденмойера (он отвечает за коммерческие проекты агентства), если бы НАСА занималась этой программой самостоятельно, это обошлось бы кратно, а то и на порядок — от четырех до десяти раз — дороже.

Тот факт, что частный американский бизнес в условиях не самой благоприятной экономической конъюнктуры и в рекордные сроки оказался способен частично заменить государственного монстра ракетно-космической индустрии, является серьезным вызовом для российской космической отрасли.

Первая реакция в профессиональных кругах Москвы на запуск Dragon была вполне позитивной. «Само по себе это дело — великолепное событие», — сказал в интервью BFM.ru исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций инновационного центра «Сколково» Сергей Жуков. Он, впрочем, тут же уточнил, что об успехе миссии можно будет судить после стыковки и возвращения космического корабля на Землю.

Юрий Караш, член-корреспондент российской академии космонавтики, магистр внешней политики Высшей школы международных исследований имени Пола Нитце при Университете имени Джонса Гопкинса также высоко оценивает достижение американцев. Но считает, что «к России это не относится, потому что российский частный бизнес заинтересован только в том, чтобы всемерно улучшать собственное благосостояние», — заявил он BFM.ru. — У нас богатые люди, как вы знаете, когда у них появляется лишний миллиард, — они вкладывают либо в недвижимость где-нибудь за рубежом, либо покупают очередную яхту. Нужна совершенно иная ментальность, чтобы собственные деньги тратить на развитие высоких технологий к тому же внутри своей страны», — полагает Караш.

«Россия пока только примеряется к этой планке»

Директор кластера космических технологий и телекоммуникаций инновационного центра «Сколково» Сергей Жуков. Фото: РИА Новости

Сергей Жуков из «Сколково» настроен не столь пессимистично. Он не исключает ситуации, при которой частному бизнесу в России будет выгодно вкладываться в космическую отрасль, но признает, что для этого «предстоит пройти огромный путь, потому что это системная задача». Ниже — выдержки из интервью с главой космического кластера «Сколково».

— В чем, на Ваш взгляд, причина успеха SpaceX?

—Я считаю, что мы здесь имеем пример гениального человека Элона Маска, совершенно замечательного предпринимателя и инженера, который не испугался заниматься ракетной деятельностью, который сумел создать эту замечательную компанию, эффективность которой по соотношению цена-качество выше, чем эффективность крупных игроков в Америке — тех самых, которые являются российскими крупными подрядчиками.

Маск — это создатель PayPal, он пришел в космонавтику со своими деньгами. Но он сумел также найти частные и нечастные государственные инвестиции, я имею в виду контракт НАСА, его НАСА поддержала, он сумел получить все необходимые разрешения. Такого [в России] пока нет. У нас, к сожалению, условия государственно-частного партнерства, во-первых, не прописаны законом, во-вторых, существует незначительный опыт такого партнерства. Тем не менее, он имеется, есть первопроходцы, но пока не в направлении создания космических аппаратов и космических ракет.

Есть первопроходцы в бизнесе навигационном, связанном с обработкой сигналов дистанционного зондирования Земли, в телекоммуникациях, — если мы вспомним компанию «Газпром космические системы». Это, может быть, не совсем частная компания, ее соучредителем является «Газпром», но, тем не менее, это уже не те предприятия, которые были созданы в советское время.

Частная космонавтика имеет место быть в России, только не в сегменте ракетостроения, не в сегменте строения кораблей, пилотируемых или грузовых. Бизнес должен сюда прийти, но для этого предстоит очень много сделать, в том числе, в части законодательного прописывания таких условий, в части поиска инвестиций.

— Вы верите в перспективы частных инвестиций в ракетостроение в России?

—На разработку новой ракеты требуются миллиарды долларов. А на создание космического корабля — сотни миллионов. В обозримом будущем реалистичней говорить о проектах, частично финансируемых государством. Это трудный бизнес.

Другое дело, что альтернативы участию частного бизнеса в космосе, похоже, не существует. России предстоит взять эту планку. Пока мы только находимся на разбеге и примеряемся к этой планке.

Но кое-какой прогресс есть. Федеральное космическое агентство, по крайней мере, повернулось лицом к этой проблеме — к поддержке и созданию частной космонавтики; это прописано в проекте стратегии, которая есть на сегодня. Есть открытость в обсуждении с законодателями этого вопроса. Я считаю, что должны быть приняты дополнительные законы.

—Какой законодательной базы не хватает нашей стране, чтобы в космическую отрасль пошли частные инвестиции?

Пока существует только один закон — закон Российской Федерации «О космической деятельности», ему почти 20 лет. Он неоднократно подвергался различным изменениям, но он писался как рамочный и по сути своей остается рамочным, то есть определяющим самые общие правила игры. Я считаю, что сегменты космического бизнеса весьма дифференцированы, и в каждом из сегментов должны быть свои правила игры. Это связь и телекоммуникации, дистанционное зондирование Земли, навигация, спутникостроение, машиностроение как таковое и создание наземной космической инфраструктуры, передача технологий. Вообще все это, кроме машиностроения, спутникостроения, требует специальных законов, потому что в специальном законе можно прописать действия отдельных видов игроков — государства, частного бизнеса, регуляторов, в том числе, саморегулируемых общественных организаций, правила инвестирования и так далее. Это очень важно.

«Куда просунуть нос частнику»

Рассматриваем вопрос Федерального космического агентства. Оно может заказывать разработку, постройку, эксплуатацию и утилизацию космической техники. Оно не может поддерживать частный бизнес в общем плане, оно не может выдавать гранты на какие-то инновационные предприятия. Это надо все прописывать.

—Сможет ли, на Ваш взгляд, частная космическая индустрия полноценно вписаться в государственную космическую программу?

—Государственная космическая программа — это деньги. Государственная космическая программа — тут можно поставить знак равенства — это государственный заказчик. Заказчик может выбирать для себя исполнителя того или иного. Он может выбрать для себя государственные предприятия или акционерное общество с государственным участием, а может выбрать частника.

С другой стороны, как поступают американцы? Американцы в национальной космической стратегии у себя прописывают, что в какой-то ближайшей перспективе это будет дело частного бизнеса, а задачи национальной безопасности или освоение Солнечной системы — это государственный бизнес, государственная деятельность. Здесь, скорее всего, надо расходиться по задачам. Наверняка в нашей стране и в ближайшее десятилетие то, что касается инфраструктуры, то есть постройка космодромов, может быть, в какой-то степени ракет-носителей, во всяком случае, для государственных задач, и их компонентов, таких как двигателей, — это будет дело государства. Понятно, что оборона и безопасность — дело государства. К инфраструктуре можно отнести крупные спутниковые системы, как ГЛОНАСС, это тоже будет дело государства, речь идет о навигационной безопасности. Связные большие спутники, которые обеспечивают связь и телекоммуникации нашей стране, которые позволяют нашей стране быть единым целым, — это все будет дело рук государства.

Но частник имеет все расширяющееся поле деятельности. Все-таки я считаю, что и в ракетостроение он может нос засунуть. Он может нос засунуть в суборбитальные полеты для туризма, а в дальнейшем для каких-то грузовых перевозок или пассажирских перевозок с одного континента на другой. И если частный бизнес здесь будет показывать большую конкурентоспособность, чем государственные предприятия, вполне возможно, он будет получать заказы. Вот здесь будет как раз конкуренция возникать.

—Вы предполагаете, что космическая индустрия будет поделена на несколько отраслей, и в разных отраслях разные игроки будут занимать главенствующие позиции?

—Можно сказать так. По оси Х мы имеем в виду, что космическая индустрия распадается на какие-то виды деятельности. А по оси У — давайте посмотрим на задачи еще раз. Задачи обеспечения обороны и безопасности или каких-то крупных инфраструктурных проектов, а также космическая наука — изучение Солнечной системы — это все будет делом государства. А там, где дело можно передавать частнику, и в том случае, если частник окажется более эффективным, — там и тогда в этом случае будет работать частник.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию